День первый.
Стартовали из поселка Игжей, по ровной гравийке за полтора часа
домчали до поселка Обуса.
Вчерашний ливень, намочив дорогу, избавил
конвой от пыли.
За поселком экспедиция свернула с накатанной дороги на глинистую
лесовозную дорогу и двинулась вдоль по долине реки Обусы.
Минуя
старые завалы от лесозаготовок, чередующиеся со свежими делянками,
дорога неторопливо поднималась на водораздел Ангары и Лены.
После
очередной встреченной нами делянки дорога стала мене накатанной
и ухоженной; радовало, что до выхода на Илгу оставалось около пяти
километров, но на последних двух километрах пришлось размотать лебедки
и потренироваться выбрасывать машины из колей посредством реечного
домкрата.
Топтаная дорога вывела экспедицию на симпатичную полянку с покосом и, пройдя вдоль перерезавшей поляну изгороди, вильнула вправо за реку устремившись по другому берегу в верховья Илги. Навигация утверждала, что нам надо налево, вниз по течению реки, прямо через изгородь.
Вдали за нею виднелся дымок от костра и начавшийся ливень ускорил поиск решения - разведка пошла брать "языка".
"Языком" - оказался сторож охотничьей базы, поведавший нам дорога есть но плохая очень , у нас ГАЗ-66 иногда ходит, но в основном по речке и впереди с "лоцманом" на коне.
Как ни странно нас это не смутило, а надо бы было призадуматься
(вывод первый: в разговоре с местными нужно правильно задавать вопросы,
так как на вопрос во время разведки -доедем ли мы по этой дороге
до Илги все в один голос утверждали, что "Проедете, только лебедку
надо", а на вопрос доедем ли мы до Лукиново нам бы все дружно ответили
-"НЕТ! И трактор, и ГАЗ-66 не всегда проходят").
Сначала дорога
давалась легко, настроение было отличное и ехать нам оставалось
каких-то километров сорок - пятьдесят до нормального жилья. Бодрым
шагом участники экспедиций начали "протаптывать" первые сотни метров
брода в объезд болотца по направлению к Фомина (вывод второй: линия
которая на карте 500 и миллион показывает дорогу а на километровой
карте показана тропой, но это не совсем тропа и совсем не дорога
и обычно убеждаешься в этом слишком поздно).
Начав заплывы по бродам
в 50-100 метров и глубиной до ступицы через пару часов уже приходилось
идти по километру и более по боковой молдинг - "ватерлинию" на двери
и вода тоненькими струйками медленно но уверенно заполняла салон
по щиколотку. Дождик то затихавший, то вновь превращающийся в ливень
начал заметно прибавлять сил реке и она приподнялась на десяток
другой сантиметров, стала мутной и хорошо видимое поначалу дно "пропало"
в водной мути так, что двигаться пришлось по наитию, на ощупь "протаптывая"
траектории ногами.
На одном из поворотов реки из лесу выскочили две лайки, бодро в плавь пересекли реку и, весело помахивая хвостами , продолжили движение нашей компании, попутно "поднимая" из травы уток и бодро переправляясь впереди головной машины по перекатам
Ввывод третий: как говаривал наш подполковник с военной кафедры "Не суй свой нос и руки куда собака ногу не задирает!". Собака местная, так что знает, где и что; для нее более правильно идти по сухому, чем идти по брюхо по воде или плыть, и тем более - плыть по глубокой воде с сильным течением. |
На очередном перекате мой штурман Женя, едущий на подножке у "Пумы",
сказал Сане и Виталику - "Чёт здесь вода мне не нравится, надо глянуть…",
я в подобном случае обычно мгновенно жму тормоз, но Саня выжал сцепление
и течение подтолкнуло Дефа, передок машины закачался на волне, "ПЛЫВЕМ!!"
сразу поняли все и Саня включил заднюю, но газу видимо не добавил,
а сцепу бросил резковато. В-общем ,как показало дальнейшее "вскрытие",
движок воды глотнуть не успел - видимо заглох до того как затонул.
За несколько десятков секунд красный деф затонул по рамку лобового
стекла, с диким криком "Женька- цепляй быстро" я лихо крутанулся
в реке, краем глаза отмечая выныривание экипажа "Пумы".
Цепляли
дефа бесконечные две или три минуты (точное время смог оценить лишь
позже, по фотографиям): один, ныряя под машину, пытался наитии и
подцепить трос; второй человек при том страховал нырявшего, держа
за ногу или руку - иначе течение норовило утянуть к себе отважного
водолаза (Вывод четвертый и пятый: совсем не зря в КиТТ прописан
размер и расположение буксирных проушин, в броду обязательно сзади
должен быть зацеплен трос -далее так всегда и делали по всему маршруту,
намотав буксирные стропы с шаклами на запаски).
Потом дружно тащили утопленный дефендер из реки на тросу и лебедке,
вытаскивали и выжимали, раскладывали вещи на просушку, прорубались
на полянку, городили костер и ставили лагерь.
Между тем из леса
появились двое мужчин с недоумением спросивших "Вы откуда здесь?",
на наш ответ о том что мы с Обусы по Илге идем на Жигалово, дружно
сказали "Так это участок по Илге летом уже лет 10 не ездили, только
зимником". Прибывшие Сергей и Владимир оказались егерями с заимки
до которой мы не дошли 500-600 метров, поведали что сильно удивились
сначала пропаже собак, а после, увидев дым от костра из леса, долго
недоумевали - какие браконьеры или "лесорубы" объявились тут и откуда
они взялись. Дружно посмеявшись над такими событиям и договорившись,
что Сергей с утра на лошади покажет брод и дорогу далее заимки,
расстались. Немного отлегло, когда сняли патрубок после кулера -
сухо, фильтр - мокрый, в ручную крутим движок - вроде нормально.
Продолжаем сливать воду отовсюду, где возможно, начинает вопить
сигнализация и щелкать замки дверей , отключаем все от аккумуляторов,
сушим.
Немного погодя Тимка показывает место нашей стоянки на "генштабовской"
километровке: встали аккурат между ручьями Вверхний Убойный и Нижний
Убойный. "Слишком символично"- подумал я с грустью вникая в итоги
дня, пройдено 20км асфальта, 60 км гравийки, около 50 км лесных
дорог и 5-8 км по реке итого всего 130-140 км из запланированных
на день 220-230.
Завтра мы пройдем целых 23 км, но об этом еще ни
кто не знал…